Районы Москвы | Дорогомилово

Герб района ДорогомиловоРайон Дорогомилово на карте Москвы

Дорогомилово — район и внутригородское муниципальное образование в Москве. Расположен в Западном административном округе. Район занимает территорию в 793 гектара, в нём насчитывается 41 улица. Граница района Дорогомилово проходит: по оси русла реки Москвы, осям полос отвода: Малого кольца и Киевского направления Московской железной дороги (МЖД), оси Минской улицы, оси полосы отвода Смоленского направления МЖД до реки Москвы.

История

Старинная слобода Дорогомилово, от названия которой получил своё наименование этот район, является одним из древнейших селений, существовавших на территории современной Москвы. Хотя в сохранившихся документах оно упоминается лишь с XV в., у нас всё же имеется возможность проследить его историю с самого начала.

Существует мнение, что это название местность получила за свою красоту — «дорогомило», но в действительности это было не так. В летописи упоминается новгородский боярин Иван Дорогомилов, защищавший в 1299 г. вместе с князем Довмонтом Псков от нападения врагов. Род Дорогомиловых был самым тесным образом связан с Александром Невским, как известно, княжившим в Новгороде, и неудивительно, что когда его младший сын Даниил Александрович стал в конце XIII в. первым московским князем, на службе в Москве оказались и представители фамилии Дорогомиловых, один из которых, возможно и упомянутый Иван, дал название этой местности.

Бережковская слобода

По соседству с ней на правом берегу Москвы-реки находилась патриаршая Бережковская слобода, называвшаяся также Рыбной «под Дорогомиловом», где жили патриаршие рыболовы и название которой сохранилось в наименовании Бережковской набережной. В XVIII в. слободской уклад жизни исчезает, и в конце этого века эти слободы включаются в черту города.

Что же касается непосредственно самого Дорогомилова, то более всего оно было связано с большой Можайской дорогой, которая шла от Москвы по нынешним Большой Дорогомиловской улице и Кутузовскому проспекту. Уже в XVI в. здесь возникает ближайшая к столице ямская станция, так называемый «ям», и слобода ямщиков, несколько десятков изб которой располагались вдоль дороги ближе к броду через Москву-реку, на месте которого стоит теперь Бородинский мост. В конце тогдашней слободы стояла небольшая деревянная приходская церковь Богоявления, документально известная с 1625 г., с несколькими дворами причта.

Это обстоятельство делает необходимым рассказать, что представляла собой ямская служба. Одной из древнейших повинностей населения являлся «повоз», состоявший в обязанности крестьян давать лошадей под княжеских гонцов и слуг и поставлять им корм. Эта служба была для них источником постоянных забот и беспокойства, а нередко и сущим разорением. О «повозе» говорят уже летописи. В одной из них под 1209 г. сообщается, что новгородцы, собрав вече, разграбили двор посадника, обвинявшегося, между прочим, в злоупотреблении «повозом» — тем, что он заставлял купцов перевозить без оплаты необходимые для него припасы.

Слово «ям» — восточного происхождения и обозначало места, где путники меняли лошадей и могли получить ночлег. Наибольшее распространение эта система получила в Золотой Орде. По главным дорогам на известном расстоянии друг от друга устраивались «ямы», для организации которых местные жители обязывались содержать потребное число лошадей. Люди, имевшие право пользоваться этой системой, снабжались особой дощечкой с вырезанным на ней именем великого хана. Благодаря стройной организации этой службы достигалась быстрота передвижения. Завоевав Русь, татары вводят и здесь эту систему. Первоначально «ямом» назывался шедший на ее содержание налог. Иногда это был денежный сбор, а в ряде случаев — натуральная повинность. Так, в грамоте великого князя Василия I митрополиту Кинриану, написанной на рубеже XIV-XV вв., читаем: «А ям по старине шестый день, а коли мои села, князя великого, дадут, тогда и митрополичьи дадут», т.е. между крестьянами существовала специальная разверстка дачи лошадей на ям по очереди каждый шестой день. Окрестное население кроме выделения лошадей и проводников обязано было расчищать дороги, строить и чинить мосты. Все это ложилось тяжелым бременем на крестьян, отрывало их от сельского хозяйства, и поэтому примерно с конца XV в. правительство решает организовать специальные ямские дворы, где служили бы особо выделенные для несения этой службы люди.

Ямские дворы того времени состояли, как правило, из нескольких изб и конюшен, огороженных общим забором. На ямах велись особые «загонные» книги, где подробно записывали каждый ямской отпуск. Право пользоваться ямскими подводами определялось особыми документами, получившими название «подорожных», древнейшие сведения о которых дошли от второй половины XV в. За свою службу ямщики получали оплату. По данным XVI в., известен размер прогонов — три деньги за 10 верст. Дорогомиловские ямщики обслуживали Можайскую дорогу до следующего яма, располагавшегося в Вяземах (близ современного Голицына). В 1638 г. в Дорогомиловской слободе насчитывалось 74 двора, а в 1653 г. — 87 дворов.

На месте Дорогомиловского брода в XVI в. был устроен лодочный и паромный перевоз, а в следующем столетии уже существовал «живой» мост из плотов, лежавших прямо на воде. В 1606 г. по нему с большой свитой проехала невеста Лжедмитрия I Марина Мнишек. Для ее торжественной встречи за мостом в Дорогомилове были сооружены деревянные триумфальные ворота. Это первые известные в истории триумфальные ворота в Москве.

Ямская слобода находилась в Дорогомилове вплоть до конца XVIII в., когда Дорогомилово включается в черту города. В 1742 г. вокруг Москвы был проведен Камер-Коллежский вал и на Можайской дороге была устроена Дорогомиловская застава, являвшаяся тогдашней границей города. Слободской характер расселения постепенно исчезает, а территория заселяется мелкими торговцами и ремесленниками. В тот период это окраина города, а сразу за Дорогомиловской заставой начинались подмосковные поля и перелески.

В 1771 г. Москву поразила эпидемия чумы. Правительство боролось с ней всеми возможными средствами, одним из которых было то, что из-за опасения распространения заразы специальным указом императрицы Екатерины II было запрещено хоронить умерших москвичей у церквей внутри города. Для этого были созданы восемь кладбищ за пределами Москвы, одно из которых располагалось за Дорогомиловской заставой. На нем были похоронены воины, умершие в московских госпиталях после Бородинской битвы. Здесь же находилась могила художника И.И. Левитана (позднее она была перенесена на Новодевичье кладбище). Позднее, в XX в. захоронения были ликвидированы, а на этом месте построены дома. В конце XVIII в. на месте Дорогомиловского брода был сооружен деревянный мост, замененный в середине XIX в. на металлический, а в 1912 г. на каменный Бородинский мост. Название это не случайно и напоминает о том, что именно через Дорогомилово в Москву вошла армия Наполеона.

Наиболее знаменитым местом района является Поклонная гора, с которой путники бросали последний взгляд на панораму столицы. Вообще-то Поклонных гор близ Москвы было несколько — на Серпуховской дороге, близ Нижних Котлов, на Ярославской, у села Алексеевского (близ метро «ВДНХ»). Но здешняя была самой знаменитой. Именно на Поклонной горе у Кутузова созрела мысль отдать город Наполеону без боя, решение, которое затем было утверждено на совете в Филях. А еще через день Наполеон напрасно здесь ожидал депутации «бояр» с ключами от Москвы. Не дождавшись ее, император был вынужден переночевать в одном из обывательских домов Дорогомилова.

С постройкой в 1897—1900 гг. Московско-Киево-Воронежской железной дороги Дорогомилово застраивается складами, пакгаузами. Возникают различные промышленные предприятия. Дорогомилово этого времени — неблагоустроенная промышленная окраина, застроенная по большей части небольшими деревянными домиками. Застройке мешали частые наводнения. Об одном из них находим сведения в тогдашних газетах: «В Дорогомиловской слободе вода залила большую часть главной улицы глубиной в три аршина, и все почти низменные переулки с их домами, подвальные этажи и одноэтажные дома залиты. Жители убрались на чердаки и там только спаслись от гибели».

В период первой русской революции 1905 г. именно из Дорогомилова артиллерия правительственных войск вела обстрел восставшей Красной Пресни. В1917 г. здесь был создан один из первых в Москве советов рабочих депутатов. Позднее, в годы советской власти Дорогомилово становится одним из наиболее благоустроенных районов столицы.

По материалам книги Аверьянова К.А. «История московских районов».